СЧЁТЧИК ПОСЕЩЕНИЙ










ЗИМА - 2018-2019


    Подготовительные курсы 28.02.19

    Второе занятие на курсах "Русский по четвергам"!

    На очередном занятии курсов "Русский по четвергам" мы рассмотрели темы, связанные с правописанием приставок и постановкой знаков препинания в предложениях с однородными членами и неоднородными определениями. Как и на прошлой неделе, мы написали диктант, составленный на основе одного из произведений Павла Басинского (на этот раз - по роману "Русский роман, или Жизнь и приключения Джона Половинкина").

    А теперь правильная постановка ударений в каждом выделенном слове предложений прошлой недели:
    • На áвгустовское совещание мы зáгодя приготовили наградные докумéнты, разложúв их для удобства в алфавúтном порядке. Надеемся, что руководство не исключúт из данного списка и наших бухгáлтеров, включённых в число награждаемых уважаемыми экспéртами .

    Подготовительные курсы 26.02.19

    Вниманию слушателей курсов "Русский по четвергам"!

    Обещанную теорию по постановке тире в бессоюзных сложных предложениях можно скачать по ссылке>> (фотографии страниц моего учебного пособия за 2011 год: Блинов А.И. Всё, что нужно для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку: учебное пособие. - Уфа: Эдвис, 2011).
    На первом занятии мы поговорили о том, чем отличаются слова грамотность и грамматика, а теперь я предлагаю подумать над тем, куда вы поставите ударение в каждом выделенном слове следующих предложений:
    • На августовское совещание мы загодя приготовили наградные документы, разложив их для удобства в алфавитном порядке. Надеемся, что руководство не исключит из данного списка и наших бухгалтеров, включенных в число награждаемых уважаемыми экспертами.

    Правильные ударения будут расставлены уже в ближайший четверг! Жду с нетерпением встречи!

    Подготовительные курсы 21.02.2019

    Первый блин от Блинова

    Сегодня в рамках подготовки к Тотальному диктанту - 2019 состоялось первое занятие из серии "Русский по четвергам". Получился ли первый блин комом - не знаю, но надеюсь, что нет. Проверить это нетрудно: ровно через неделю состоятся новые занятия: если в них примет участие не меньшее количество слушателей, то всё нормально, если же нет, то... Буду работать над собой.
    На занятии мы рассмотрели одно орфографическое и одно пунктуационное правило: правописание О и Ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях различных частей речи; постановка тире между подлежащим и сказуемым и в неполном предложении. Теория была закреплена практикой, после чего все слушатели написали диктант, составленный по роману "Посмотрите на меня. Тайная история Лизы Дьяконовой" Павла Басинского - автора текста Тотального диктанта - 2019.
    Мне было комфортно работать в такой разноликой и разновозрастной аудитории (самый младший слушатель курсов - ученик 5 класса, возраст самого старшего - 60+), потому что все в ней были объединены любовью к русскому языку, заинтересованностью в его совершенствовании. Было приятно, что среди слушателей были не только дамы (самый активный слой населения), но и представители сильного пола.
    P.s.: обещанную теорию по постановке тире в бессоюзных сложных предложениях опубликую позднее: надо "порыться" в своих старых пособиях...

    Подготовительные курсы 19.02.2019

    Русский по четвергам! Бесплатные курсы подготовки к диктанту!

    Тотальный диктант — это не только написание текста 13 апреля, но и очные курсы по подготовке к диктанту. Материалы курсов специально разрабатываются Экспертным советом Тотального диктанта на основе текста этого года, чтобы каждый участник мог подготовиться к акции заранее.

    В Уфе курсы «Русский по четвергам» начинаются 21 февраля, проводятся еженедельно каждый четверг и продлятся до 11 апреля.

    Место: Центральная городская библиотека
    Адрес: ул. Комсомольская, 138 (ост. ул. Комсомольская)
    Время: 18:20—20:00.
    Приглашаются все желающие!

    Кубок им. Гагарина 05.02.2019

    Муниципальный этап Республиканской олимпиады школьников на Кубок имени Ю.А. Гагарина

    Вчера в школе №97 состоялся муниципальный этап Республиканской олимпиады школьников на Кубок им Ю.А. Гагарина, в котором приняли участие сразу четыре моих шестиклассника.
    По результатам проверки на республиканский этап вышло четыре учащихся школ города, среди которых трое - из нашего лицея (победитель - Виктория, призёры - Дмитрий и Камал). Не ставшая призёром участница муниципального этапа названной олимпиалы также показала достойные результаты. А вот в следующий тур прошли Вика и Дима.
    Молодцы, мои любимые шестибэшки! Так держать!
    На снимке - с победителем и призёрами муниципального этапа олимпиады

    Столица ТД-2019 02.02.2019

    Финал конкурса "Столица Тотального диктанта - 2019"

    В финал названного конкурса по итогам прошедшего осенью 2018 года голосования (Уфа была участником, но не смогла отобраться в финал) вышли пять городов: Вологда, Казань, Пенза, Ростов-на-Дону и Таллин. Свои выступления они представили согласно жеребьёвке, проводившейся ещё 31 января.
    На мой взгляд, все участники финала были достойны победы, каждый город покорил чем-то зрителей: Вологда - скромностью и целомудренностью; Казань - упорством и настойчивостью (плюс костюмы!); Пенза - продуманностью всех деталей выступления и лучшей, на мой взгляд, презентацией; Ростов-на-Дону - семейственностью (город представляли муж и жена, а где-то среди зрителей, а потом и на сцене им помогал крошка-сын) и ростовским рэпом; Таллин - красотами города и искренностью очаровательных дам, представлявших столицу Эстонии.
    Столицей выбрали Таллин... Теперь организаторам ТД предстоит совершить Тотальный автопробег, который начнётся в прошлогодней столице ТД Владивостоке (на берегу Тихого океана) и завершится в Таллинне (на берегу Балтийского моря - в акватории Атлантического океана). Будет ли пролегать маршрут через Уфу, пока не знаю...
    На снимке - с представительницами Таллинна

    Встреча с писателями 02.02.2019

    "Зачем нам литература?"

    Под таким названием прошла встреча-беседа с писателями Павлом Басинским (автором текста Тотального диктанта-2019, серии книг о Л.Н. Толстом, А.М. Горьком), Алексеем Варламовым (автором знаменитых книг из серии ЖЗЛ о Михаиле Булгакове, Григории Распутине, Алексее Толстом, Михаиле Пришвине и Александре Грине, ректором Литературного института им. А.М. Горького), Василием Авченко (знакомом мне по серии рассказов и по книге об Александре Фадееве - тоже из ЖЗЛ) и Еленой Усачевой (представлявшей на форуме детскую и подростковую литературу); в качестве модератора выступил Егор Михайлов (литературный обозреватель из Новосибирска).
    Писатели обсудили вопросы, связанные с современным состоянием отечественной литературы; постарались объяснить, почему не появляются в нашей культуре новые пушкины и толстые; поразмышляли о состоянии современной литературной критики и о важности иметь на таком огромном географическом пространстве местных писателей, известных в кругу земляков.
    По окончании общей встречи мне довелось взять автографы у всех названных писателей, а также побеседовать с каждым из них (правда, беседа с Павлом Басинским состоялась двумя днями ранее). С Еленой Усачевой поговорили о состоянии современной детской и подростковой литературы (не только российской), с Василием Авченко перемолвились о творчестве Фадеева и вспомнили славный город Владивосток (писатель родом оттуда и продолжает жить в столице Приморья, я же некогда служил в этом городе на флоте), а на моё признание ректору Литературного института им. А.М. Горького Алексею Варламову в том, что я некогда хотел поступать в этот вуз, я получил ответ, что сделать это можно и сейчас (разумеется, я воспринял это как добрую шутку).
    От встречи с писателями у меня остались самые добрые воспоминания, фотографии и именные автографы в написанных ими книгах. На снимке слева направо: Егор Михайлов, Алексей Варламов, Павел Басинский, Василий Авченко и Елена Усачёва

    Второй день конференции 01.02.2019

    Научная конференция филологов

    Не менее насыщенным для участников конференции стал второй день пребывания в столице Сибири: по плану предстояло заслушать 26 докладов по самым разным проблемам современной филологии (названия некоторых докладов заинтриговали не только филологов, но и организаторов, обсуждавших свои вопросы на другой площадке). Не буду перечислять все доклады, останавлюсь на наиболее интересных, на мой взгляд, из них:
      • Арутюнова Е.В. Правило о корне с чередованием -равн-/-ровн-: проблемы и решение
      • Басалаева Е.Г., Ружа О.А., Шпильман М.В. О некоторых типах подписей в "Инстаграмме"
      • Друговейко-Должанская С.В. Союз или вводное слово? (о союзном употреблении слова значит)
      • Пахомов В.М. Миасцы из Миасса: куда пропадает буква с?
      • Северская О.И., Высоцкая И.В. Можно, пожалуйста, без "пожалуйста"...
    Как это часто бывает, не все докладчики сумели уложиться в регламент, да и филологи по некоторым докладам вели бурные дискуссии, поэтому было решено перенести несколько докладов на следующий день.
    Вечером кто-то отправился в театры и музеи Новосибирска, а кто-то (в том числе - я) пошёл на встречу с Левоном Николаевичем Саакяном, кандидатом филологических наук, доцентом кафедры общего и русского языкознания Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, выступившего с лекцией "Речь, приятная во всех отношениях (коммуникативные стратегии смягчения высказываний)".
    На снимке А.И. Блинов и В.М. Пахомов, к.фил.н., главный редактор интернет-портала «Грамота.ру»

    Первый день конференции 31.01.2019

    Первым рабочим днём VII Международной научно-практической конференции Тотального диктанта "Динамические процессы в современном русском языке" в г. Новосибирске стало 31 января 2019 года.

    Программа конференции была настолько насыщенной, что за один только этот день было проведено сразу несколько интереснейших мероприятий. На пленарном заседании, например, сначала провели жеребьёвку конкурса "Столица Тотального диктанта-2019", на которой представители Вологды, Казани, Пензы, Ростова-на-Дону и Таллинна определили порядок выступления с презентацией своих городов на этом конкурсе.
    Далее перед участниками конференции выступили Ольга Ребковец, руководитель проекта "Тотального диктанта", представившая доклад на тему "Тотальный диктант-2019. Что нас ждёт?"; председатель и член Экспертного совета Тотального диктанта Н.Б. Кошкарёва и Е.В. Арутюнова с презентацией третьего выпуска #ТОТСБОРНИК'а ; член Экспертного совета ТД С.В. Друговейко-Должанская с презентацией хрестоматии Тотального диктанта.
    Кульминацией первого дня конференции стал демодиктант для участников конференции, прочитанный писателем, литературоведом, литературным критиком, автором Тотального диктанта-2019 Павлом Басинским.
    После обеденного перерыва состоялся Круглый стол "Кто и как создаёт правила орфографии" с участием представителей Орфографической комиссии, а далее участники конференции разделились на две группы: организаторы приняли участие в совместном обсуждении "Мозгоштурм: воплощаем новое", а филологи - в Мастер-классе по проверке Тотального диктанта.
    Закончился день вечеринкой знакомств с интересными конкурсами и заданиями.

    МАН школьников г. Уфы 24.01.2019

    Научно-практическая конференция школьников города Уфы "Познание и творчество"

    Сегодня в лицее №1 состоялся очный тур научно-практической конференции школьников г. Уфы "Познание и творчество".
    В секции "Русский язык" было представлено 12 работ, выполненных учениками всех муниципальных районов столицы нашей республики. Несмотря на то, что призовых мест всего шесть (одно первое, два вторых и три третьих), хотелось бы поздравить всех участников этого мероприятия, ведь им удалось пройти районный отбор, следовательно, они уже одержали свою маленькую победу на этом уровне.
    Л.Н. Толстой в романе "Анна Каренина" отмечал, что "все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". В работах обучающихся всё с точностью до наоборот: каждая хорошая работа хороша по-своему, все слабые стороны работ похожи друг на друга. Исходя из этого можно дать некоторые общие рекомендации, касающиеся если не всех, то большей части научных работ.
    • КУЛЬТУРА РЕЧИ. Здесь хороша золотая середина, поэтому не стоит говорить ни слишком быстро, ни слишком медленно; ни слишком громко (переходя на крик), ни слишком тихо.
      Не забывайте об орфоэпических нормах (прежде всего - ударениях в словах)!
      Не стоит выстраивать слишком длинные предложения!
    • "НАЧИНКА". К сожалению, многие ученики уверены в том, что чем больше в их сообщении будет никому не понятных слов, тем лучше: оппоненты ничего не поймут, все узнают, насколько докладчики умны, раз смогли произнести такое количество терминов. Помните, что любое действие должно иметь какой-то смысл, преследовать какую-то цель, а в данном случае главная цель - заинтересовать слушателей своим исследованием. Невозможно заинтересовать человека тем, что ему не совсем понятно.
      Любой термин, любая произнесённая вами фамилия могут превратиться в вопросы со стороны как членов жюри, так и ваших коллег-докладчиков, поэтому, вставляя в свою речь очередное "умное" словечко, помните, что вы сами должны понимать, что оно означает!
      Постарайтесь изгнать из своей речи все слова-паразиты, к которым относятся не только всем привычные междометия, слова "короче", "как бы", но и некоторые "умные слова" - "так сказать", "в принципе" и т.д.
    • ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Презентация - узаконенная шпаргалка, однако не стоит дублировать слова доклада и слова, представленные в презентации! Она нужна для наглядности, в ней должно быть много иллюстраций, графических объектов, но совсем немного текста!
      Другая популярная ошибка - несовпадение презентации и доклада: доклад сам по себе, презентация сама по себе!
      Пожалуйста, проверьте свою презентацию на предмет ошибок!

    С Новым годом! 29.12.2018

    С Новым годом!

    Сегодня был последний рабочий день 2018 года... Пора подводить итоги стремительно уходящего года?
    Для меня уходящий год был ровным: никаких значительных событий ни в работе, ни в личной жизни не произошло. Стабильность не может не радовать. К сожалению, она была в уходящем году не во всём: опять несколько изменили структуру контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку, поэтому не успел вовремя дописать книгу - учебное пособие, но и дописанную вещь не стал издавать. Будем ждать лучших времён. Возможно, что эту книгу просто следует немного доработать, она должна "дозреть"...
    Вспомнилась ещё одна книга, которую начал писать аж в 2011 году, но так и не дописал до сих пор - иронический роман с элементами фантастики "Письма на Эриду". А вспомнилась она вовсе не случайно: в одной из глав романа говорится о праздновании Нового года.
    Хочется пожелать всем тем, кто читает данный строки, осуществления "дозревших" планов, творческих успехов, работоспособности и удовлетворения от всего того, что вы делаете на работе или отдыхая от неё.
    Если вам интересно, о чём написано в главе про Новый год в моём ещё не изданном романе, то вы можете пройти по следующей ссылке>>.
    Приятного прочтения!

    Семинар 21.12.2018

    Семинар для учителей русского языка и литературы

    20 декабря в школе №99 г. Уфы состоялся семинар для учителей русского языка и литературы общеобразовательных организаций нашего города. В семинаре, организованном МБОУ НИМЦ принимали участие коллеги из всех семи районов башкирской столицы. Было интересно познакомиться с методикой работы коллеги из татарской гимназии №65 Николаевой И.Е., показавшей мастер-класс по теме: "Факультативные и облигаторные элементы современного урока в условиях реализации ФГОС".
    Я же выступил с докладом на тему: "От аргумента к обоснованию: особенности сочинения ЕГЭ-2019 по русскому языку". В своём докладе, в частности, я отметил, что аргумент и обоснование в случае с ЕГЭ выступают синонимами, поэтому не стоит полагать, что при написании сочинения выпускникам в этом году достаточно хорошо прокомментировать саму проблему, обратившись к двум моментам исходного текста. Кроме того, в своей презентации я представил начало своей методики подготовки выпускников к ЕГЭ.
    Обещанная коллегам презентация к выступлению>>

    Гагаринская олимпиада 20.12.2018

    Итоги школьного этапа олимпиады на Кубок имени Юрия Алексеевича Гагарина

    Как и в прошлом году, мои любимые ученики из 6б класса (в других классах, подходящих по возрасту для участия в Кубке, я не работаю) показали хорошие результаты на школьном этапе: призёрами школьного этапа олипиады по русскому языку стали 14 человек из 21 участников, при этом четверо (Янгиров Камал, Вылубков Дмитрий, Гладких Виктория и Мазитова Карина) вышли на муниципальный этап олимпиады. Призёрами школьного этапа олимпиады по литературе стали 6 человек из 8 участников, а двое победителей (Мухаметшин Тагир и Сапрыкин Роман) вышли на муниципальный этап данной олимпиады.
    Желаю всем участникам олимпиады дальнейших успехов!

    КВН 02.12.2018

    Вперёд, "Ничё такие"!

    Сегодня в Конгресс-холле состоялся четвертьфинал юниор-лиги КВН Республики Башкортостан, в котором приняло участие 17 команд из разных уголков Башкирии.
    Если честно, то я думал, что это будет довольно скучное мероприятие - избитые детские шутки про школу и учителей. Рад, что ошибался. Понравились, конечно, не все команды, но некоторые из них зажгли не по-детски. Такой зажигалочкой стала, например, команда из г. Агидели "Зелёнка". Очень понравилась команда из 42 лицея г. Уфы под странным названием "Агнешка". Ja wyszedłem z wprawy w języku polskim, но несколько фраз, обранённых на языке, который когда-то выбрал для изучения из других славянских языков, вернули меня в студенческую молодость.
    Однако болели мы всё-таки за наших девчонок! "Ничё такие" не только хорошо шутят, но и отлично двигаются, да и командная форма у них такая, что ни с кем не спутаешь! Очень рад за барышень, прошедших в полуфинал лиги! Желаю дальнейших успехов!