СЧЁТЧИК ПОСЕЩЕНИЙ
















Декабрь 2020


    КПК 30.12.20

    Лучше быть здоровым, но богатым, чем бедным, но больным!

    Замечательные слова Даниила Хармса, 115-летие которого отмечается сегодня, могут стать пожеланием всем посетителям сайта: будьте здоровыми и богатыми да минут вас бедность и болезни!
    Даниил Хармс относится к числу самых ярких представителей русской литературы первой половины ХХ века, наиболее точно поэт, на наш взгляд, охарактеризован в одной популярной интернет-энциклопедии:
    «Персонаж авторства самого себя, писатель-суперфантаст, человек-абсурд, мастер рифмованной бессмыслицы, гений бреда, апофеоз неадеквата, образец контркультурного героя, и прочая, прочая, прочая».
    Сегодня мы не станем вспоминать всю биографию этой довольно противоречивой личности, но вспомним стихотворение основателя объединения ОБЭРИУ, которое тоже может стать пожеланием относиться ко многим вещам так, как относился к ним весёлый старичок:
            Жил на свете стаpичок
            Маленького pоста,
            И смеялся стаpичок
            Чpезвычайно пpосто:
              "Ха-ха-ха / Да хе-хе-хе,
              Хи-хи-хи / Да бyх-бyх!
              Бy-бy-бy / Да бе-бе-бе,
              Динь-динь-динь / Да тpюх-тpюх!"
            Раз, yвидя паyка,
            Стpашно испyгался.
            Hо, схватившись за бока,
            Гpомко pассмеялся:
              "Хи-хи-хи / Да ха-ха-ха,
              Хо-хо-хо / Да гyль-гyль!
              Ги-ги-ги /Да га-га-га,
              Го-го-го / Да бyль-бyль!"
            А yвидя стpекозy,
            Стpашно pассеpдился,
            Hо от смеха на тpавy
            Так и повалился:
              "Гы-гы-гы / Да гy-гy-гy,
              Го-го-го / Да бах-бах!
              Ой, pебята, не могy! / Ой, pебята, / Ах-ах!"
    Пусть почаще в наступающем году будет поводов для веселья!

    КПК 27.12.20

    Новый год - повод для изучения праздничных слов!

    Очень скоро наступит новый год, от которого многие ждут только хорошего. А мы давно знаем, что каждому даётся по вере его, поэтому продолжаем ждать чуда, которое зависит от того, как мы справим Новый год!
    Уходящий год был непростым, однако будем считать, что мы просто закалились на будущие годы и получили основную массу испытаний на ближайшее десятилетие! Будем считать все неприятности, свалившиеся на наши головы, трудным уроком, который не стоит забывать, чтобы сделать всё для невозможности его повторения.
    На нашем сайте это уже третья новогодняя новость, так что для электронного ресурса мы не такие уж и новички! В канун нового, 2019 года был опубликован отрывок из так до сих пор и не законченного романа "Письма на Эриду">>, в прошлом году - были подведены итоги календарного года, а в этом... я предлагаю разобраться с новогодними словами, которые иногда при подписывании открыток и написании поздравлений в различных чатах и мессенджерах вызывают сложность. Не буду лукавить: эту подборку я заимствовал в сообществе "Я люблю русский язык" в одной из самых популярных социальных сетей. Знакомимся с подборкой новогодних слов и выражений>> и становимся ещё немного грамотнее. А мои ученики могут заработать дополнительные русики, написав какую-нибудь запоминалочку по всем этим словам и выражениям или по их части. Альтернативное задание: подготовить пересказ какой-либо новогодней сказки!

    КПК 24.12.20

    Плох тот учитель, который сам не любит учиться…

    Вот уже в течение нескольких лет Научно-информационно-методический центр при Управлении образования г. Уфы приглашает меня в качестве лектора на курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы нашего города.
    В предыдущие годы с коллегами мы обсуждали вопросы, связанные с подготовкой обучающихся к написанию сочинений в рамках ИС и ЕГЭ, а в этом году решили обсудить более широкую тему – функциональная грамотность. Поговорили мы о ней на материале, который можно найти повсюду: в городском транспорте, в сообщениях СМИ, в речи журналистов и телеведущих, в песнях современных и не очень современных исполнителей поп-, рок- и рэп-музыки.
    Стало уже традицией делиться со своими слушателями подготовленной к лекции презентацией, не будем нарушать данную традицию и на этот раз. Скачать презентацию к сегодняшней лекции можно по следующей ссылке>>.

    Моцарт 20.12.20

    Как музыка влияет на мозг

    В очередной раз просматривая страничку издательства "Просвещение", наткнулся на любопытную статью, посвящённую влиянию классической музыки на наш мозг. Разумеется, о благотворном влиянии классической музыки говорилось и ранее, но здесь объясняется, почему важны уроки музыки и какую музыку лучше слушать при умственной работе, если сосвсем без музыки обойтись не получается.
    Любопытен эксперимент канадского психолога Гленна Шелленберга, записавшего одну и ту же сонату Моцарта в нескольких версиях - в быстром и медленном темпе, в мажоре и миноре. Эксперимент показал, что в тесте на пространственное мышление те, кто слушал быструю мажорную версию, набрали в среднем 16 очков, а те, кому досталась медленная минорная, только восемь. В другом эксперименте Шелленберг подтвердил, что печальная музыка снижает результаты тестов. Итак, умнее нас делают не столько мелодии, сколько хорошее настроение.
    А вот уроки музыки (включая пение и игру на музыкальных инструментах) оказываются очень полезны. Например, в исследовании учёных из Гарвардской медицинской школы приняли участие 59 десятилетних детей. Две трети из них учились играть на музыкальных инструментах не менее трёх лет. В итоге они обошли немузыкальных ровесников в заданиях, связанных со словарным запасом и наглядно-образным мышлением.
    Увлечение музыкой полезно и взрослым. Учёные выяснили, что у тех, кто когда-либо в жизни играл на музыкальных инструментах, в среднем реже развивалась деменция. Почему так происходит, пока неизвестно. Возможно, занятия музыкой прокачивают много навыков одновременно или музыка усиливает способность мозга компенсировать пробелы в работе одних областей с помощью других. Как бы то ни было, музыкальные занятия вам точно не повредят: слушайте, играйте и пойте песни, которые вам нравятся, ведь это один из самых приятных способов позаботиться о себе в будущем.
    О силе музыки знали и многие писатели, которые рассказывали о том, как музыка сближала разных людей, успокаивала кого-то. Сегодня я предлагаю вам прочитать этюд В.Г. Короленко "Слепой музыкант">>, ведь помогает развитию мозга не только классическая музыка, но и классическая литература.
    Кстати, когда-то я слушал исключительно классическую музыку, которую позднее разбавил рок-музыкой, а сейчас мне прекрасно работается под звуки качественной электронной музыки (данную новость, например, я оформил под звуки мелодий немецкой группы "Шиллер", получившей своё название в честь Фридриха Шиллера, немецкого поэта XVIII века, который является кумиром фон Дайлена - основателя проекта).

    Шаржи 14.12.20

    Начало есть, ждём продолжения...

    Сегодня на уроке русского языка мы вспомнили об увлечении Андрея Иосифовича рисованием шаржей, посвященных своим знакомым. С проектора на нас смотрели нарисованные завучи, бывшие ученики нашего классного руководителя. Решили, что и нам неплохо было бы обзавеститсь коллекцией добрых шуточных рисунков, начало которой в нашем классе заложено шестью изображениями учеников 6б класса. Судя по тому, как дружно угадывали ребят одноклассники, работы получились весьма похожими на оригиналы.
    Но это были не только изображения одноклассников, но и четверостишия о них с различными орфограммами, которые ученики должны были вспомнить. За правильные ответы сегодня раздавали не русики, а "лингвистические конфеты". Кроме того, сегодня мы начали готовиться к государственной итоговой аттестации!
    Домашнее задание связано с сегодняшней презентацией, скачать которую можно по следующей ссылке>>.

    День Конституции РФ 12.12.20

    Фразы – для газет, только правила – для государства

    Меткое выражение о государстве, принадлежащее Н.В. Карамзину, взято в заголовок небольшой заметки о сегодняшнем дне неслучайно: именно в день рождения историка, крупнейшего русского литератора эпохи сентиментализма в 1993 году был принят основной закон нашей страны - Конституция Российской Федерации. Как известно, этим летом в неё были внесены поправки, однако День Конституции остаётся прежним - 12 декабря.
    По мнению ведущих экспертов конституционного права, в том числе и Венецианской комиссии, основной закон нашей страны в современной его редакции наиболее полно отражает состояние и потребности общества. Однако так было не всегда. Хочется представить своим ученикам сказочку (приноровленную детьми для родителей) А.И. Куприна "О Конституции".

    О КОНСТИТУЦИИ
    Жил-был мальчик. И жила-была большая дворовая собака. Она жила в конуре на цепи. Она была добрая-предобрая, но голодная. И мальчик ее все дразнил.
    Вот он раз однажды привязал на длинную веревку кусок жирной говядины. Потом подошел к конуре и опрашивает:
        - Бабачка, а бабачка, хочешь ньям-ньям?
        - Гав!
        - Очень хочешь?
        - Гав, гав!

    Тогда мальчик кинул ей мясо. Тогда собака хам! - и проглотила мясо. А мальчик взял за конец веревку и вытащил мясо назад. И опять спрашивает:
        - Бабачка, а бабачка, хочешь кушать?
        - Гав! гав! гав!

    Он опять ей кинул мясо, собака опять проглотила, а он опять взял да вытащил назад. И опять опрашивает:
        - Не боюся никого, Кроме бога одного... - Бабачка, говядинки хочешь?

    Тогда собака рассердилась. Кинулась, оборвала цепь и разодрала на мальчике новые штанишки сверху донизу. Мальчик убежал, а собака взяла да и съела все мясо, и с веревкой.
    Заплакал мальчик горькими слезами. Стал жаловаться папе-маме, дяде-тете. А папа-мама, дядя-тетя и говорят:
        - А ты бы не дразнил собаку. Она голодная. Теперь вот ее и на цепь не посадишь.

    Разумеется, что эта иносказательная сказка приведена не просто так: и в 6-х, и в 8-х классах для выучивания по родной литературе даны большие тексты. В качестве альтернативного задания вы можете представить краткий пересказ этой сказки с объяснением того, как вы её поняли. Сообщать об этом отдельно в группах я не стану: проверю, насколько внимательно вы читаете опубликованное на сайте.

    Классный час 07.12.20

    Помни, что тебе надо много успеть сделать для своего народа…

    Такими словами заканчивается напутствие В.М. Шукшина детям и подросткам, выбирающим свой жизненный путь.
    Первый день учёбы по выходе на очное обучение ознаменовался посещением в режиме онлайн гостей нашего классного часа, посвященного прославленным землякам-уфимцам (в первую очередь - бывшему мэру столицы Мустафину У.М.). В мероприятии смогли принять участие мать Ульфата Мансуровича – Миляуша Мухаматшариповна, родственники, а также заместитель главы Администрации г. Уфы Алина Сулейманова и глава Администрации Октябрьского района столицы Сергей Плотников.
    Мы поговорили о том, что на одни и те же вещи можно смотреть по-разному (как муха и пчела из известной притчи), что жизненного успеха добиваются выбравшие правильный путь люди, много работающие над достижением поставленных когда-то целей. Об этом свидетельствует, например, биография Мустафина У.М., который благодаря упорству и старанию превратился из простого деревенского парня в известную личность.
    Мать Ульфата Мансуровича Миляуша Мухаметшариповна и его братья поблагодарили всех за поддержку в тяжелые дни и выразили уверенность, что проекты, начатые Мустафиным У.М., будут реализованы до конца.
    По следующей ссылке можно скачать презентацию к нашему классному часу>>. А по данной ссылке можно посмотреть упоминавшийся сегодня фильм – воспоминание о Мустафине У.М. >>

    Фету 200 лет! 02.12.20

    Каждый русский поэт учится у Фета чистоте лирического высказывания…

    Мне кажется, что поистине великие люди, в том числе - поэты, как и великие произведения искусства, не оставляют равнодушными тех, кто их хоть немного знает. И это неравнодушие не всегда со знаком плюс. Доказательством тому могут служить многочисленные попытки уничтожить или хотя бы повредить художественные полотна (например, одна из самых знаменитых картин Леонардо да Винчи "Мона Лиза" неоднократно была подвержена актам вандализма: её обливали кислотой, в неё кидали камнями и пр.), велись споры по поводу шедевров литературного искусства (например, роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита" одними читателями страстно любим, другие любители изящной словесности его ненавидят). Во многом это объясняется вкусом, воспитанием, пристрастиями разных людей.
    Афанасий Афанасьевич Фет современниками воспринимался по-разному: одни (преимущественно дамы) восторгались его творчеством, другие – считали чем-то несерьёзным. Например, В.Г. Белинский писал о творчестве юбиляра этой недели: "Оно хорошо, но как же не стыдно тратить времени и чернил на такие вздоры?" Мне напомнили эти слова критику поп-музыки представителями и ценителями рок-культуры, потому что Фета обвиняли именно в сентиментальности, называя "поэтом соловьёв и роз". Такая тематика легко объясняется: будучи поэтом "чистого искусства", Фет обращался к трём темам: любви, искусству и природе. А его стихи успокаивают читателей и настраивают нас на спокойный лад на протяжении более полутора сотен лет.
    Разумеется, на этой неделе я жду от вас, мои ученики, прочтения стихов Афанасия Афанасьевича Фета!