СЧЁТЧИК ПОСЕЩЕНИЙ

html counterсчетчик посетителей сайта















Октябрь 2023


    Поход в театр 18.10.23

    Умное тройное совпадение, которое не стало горем

    Вчерашний день прошёл под знаком Грибоедова и его единственного (зато какого!) произведения – комедии «Горе от ума».
    Так уж совпало, что на уроке литературы мы в очередной раз говорили о бессмертной и всегда актуальной пьесе А.С. Грибоедова, подарившей миру такое количество афоризмов и крылатых фраз, которое и не снилось другим произведениям не только русской, но и мировой классики (например, «А судьи кто?», «И дым Отечества нам сладок и приятен», «Где ж лучше? Где нас нет», «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь»).
    На уроке русского языка новая тема предполагала выяснения того, что мы понимаем под рецензией, а в двух разбираемых упражнениях были приведены примеры рецензий на спектакли: в первом из них речь шла о гоголевском «Ревизоре» (упражнение 94), а во втором – о комедии «Горе от ума» Грибоедова (упражнение 95).
    Закончился день вечерним спектаклем в Русском драматическом театре Республики Башкортостан, на который пришёл почти весь класс.
    Не стану подробно описывать всё увиденное, потому что ученики 9б класса в качестве домашнего задания получили задание написать рецензию на спектакль. Отмечу лишь некоторые моменты.
    Спектакль мне понравился, считаю уместными в наше время аллюзии и отсылки к оруэлловской и брэдберивской антиутопиям; совсем не испортили впечатления аналогии с булгаковским балом у Сатаны… Жаль только, что далеко не все девятиклассники знакомы с этими произведениями. Довольно уместно в монологи Чацкого были включены стихотворения других авторов – Лермонтова, поэтов Серебряного века. Единственное, что, на мой взгляд, точно было лишним – прочтение пастернаковской «Нобелевской премии». Ни за что не могу согласиться с тем, что Чацкий «весь мир заставил плакать над красой земли моей»!
    На снимке лишь небольшая часть девятиклассников, ожидающих начала второй части комедии


    День Республики 09.10.23

    С Днём Республики Башкортостан!

    Тридцать три года назад, 11 октября 1990 года, Верховным Советом республики была провозглашена Декларация о государственном суверенитете.
    Современная Башкирия – самый крупный по численности населения (хотя нас стремительно догоняет Татарстан), второй по площади (немного больше нас только Пермский край) регион Приволжского федерального округа. Республика славится людьми, природой и огромным количеством как рукотворных, так и природных памятников.
    В честь наступающего праздника (до воскресенья 15 октября) предлагаю ученикам заработать русики, выполнив работу в одной или нескольких номинациях:

      🔹 Поздравительная открытка – рисунок и текст;
      🔹 Малая родина моих предков – рассказ (с иллюстрациями или без них) о малой родине ваших близких родственников, проживающих в Башкирии;
      🔹 Славный сын (славная дочь) родной земли – рассказ о своих предках, которыми вы по праву гордитесь;
      🔹 Уфа – столица Башкортостана – изобразительные и словесные работы на ваше усмотрение.
    Верю, что нынешние лицеисты сами через какое-то время заявят о себе в науке, искусстве и в других сферах!


    105 лет новой орфографической реформе русского языка 08.10.23

    Реформе русской орфографии 105 лет!

    10 октября 1918 года Покровским и Бонч-Бруевичем был подписан «Декрет о введении новой орфографии».
    В соответствии с реформой:

      🔹 из алфавита исключались буквы Ѣ (ять), Ѳ (фита), І («и десятеричное»); вместо них должны употребляться, соответственно, Е, Ф, И;
      🔹 исключался твёрдый знак (Ъ) на конце слов и частей сложных слов, но сохранялся в качестве разделительного знака (подъём, адъютант);
      🔹 изменялось правило написания приставок на з/с: теперь все они (кроме, собственно, с-) кончались на с перед любой глухой согласной и на з перед звонкими согласными и перед гласными (разбить, разораться, разступиться → разбить, разораться, но расступиться);
      🔹 в родительном и винительном падежах прилагательных и причастий окончание -аго после шипящих заменялось на -его (лучшаго → лучшего), во всех остальных случаях -аго заменялось на -ого, а -яго на -его (например, новаго → нового, ранняго → раннего), в именительном и винительном падежах множественного числа женского и среднего родов -ыя, -ія — на -ые, -ие (новыя (книги, изданія) → новые);
      🔹 словоформы женского рода множественного числа онѣ, однѣ, однѣхъ, однѣмъ, однѣми заменялись на они, одни, одних, одним, одними;
      🔹 словоформа родительного падежа единственного числа ея (нея) — на её (неё).
    В документах орфографической реформы 1917—1918 годов ничего не говорилось о судьбе редкой и выходившей из практического употребления ещё до 1917 года буквы Ѵ (ижица); на практике после реформы она окончательно исчезла из алфавита.
    Положительные стороны реформы:
      🔹 Реформа сократила количество орфографических правил, не имевших опоры в произношении, например, необходимость заучивания длинного списка слов, пишущихся через «ять» (причём относительно состава этого списка среди лингвистов велись споры, а различные орфографические руководства местами противоречили друг другу).
      🔹 Реформа привела к некоторой экономии при письме и типографском наборе, исключив Ъ на конце слов (по оценкам Л. В. Успенского, текст в новой орфографии становится примерно на 1/30 короче).
      🔹 Реформа устранила из русского алфавита пары полностью омофоничных графем (Ѣ и Е; Ѳ и Ф; І, Ѵ и И), приблизив алфавит к реальной фонологической системе русского языка.
    Негативные стороны реформы:
      🔹 Из-за того, что вместо «Ии» была убрана «Іі», при письме от руки бывает сложно различить буквы «Шш» и «Ии», чего бы не было при выборе буквы «Іі». Также выбор более широкой буквы в некоторой степени подорвал эффект сокращения текста (Ии — четвёртая по частотности буква русского алфавита). К тому же строчная «и», в отличие от строчной «і», является малой заглавной буквой, что ухудшает читаемость текста.

    К этой круглой дате нет творческих заданий, но можно заработать дополнительные русики, ответив на вопросы, касающиеся приведённой выше информации.


    День учителя 05.10.23

    С праздником, коллеги!

    Осень – самое учительское время года. Судите сами: новый учебный год, День учителя, День лицеиста… Многие праздники отмечаются всей страной, потому что все когда-то были школьниками, у всех были любимые учителя.
    Поздравляя коллег, хочу пожелать им здоровья (без него никак), хорошего настроения в любую погоду, выдержки! Пусть вас окружают любящие ученики и понимающие родители (мне обычно с этим везёт), уменьшение бумажной волокиты наконец-то станет не декларированным стоящими выше организациями, а самым настоящим! Минует вас стороной профессиональное выгорание (пусть всё, что к нему ведёт, сгорит огнём осенних листьев)! Сегодня решил напомнить написанною мною в прошлом году притчу об Учителе.

    ЗАЧЕМ НУЖЕН УЧИТЕЛЬ?
    (по мотивам восточной притчи)


    К Мастеру великому юноша пришёл
    И сказал о том, что он кучу книг прочёл,
    Что и сам готов теперь лекции читать,
    О таком всем сверстникам даже не мечтать!

    Что в себе уверен он, как никто другой:
    «Для чего Учитель мне? Ты секрет открой!»
    Мастер же с улыбкою говорит в ответ:
    «Через пару дней готов дать тебе совет!»

    Вновь приходит юноша к Мастеру домой,
    Тот вручил ему конверт с синею каймой:
    «Отнеси ты брату, друг, это письмецо,
    Он отдаст тебе тогда с камушком кольцо,

    Брат живёт за речкою, на том берегу,
    Вот тогда, мой юный друг, я и помогу!»
    И быстрее ветра юноша помчался,
    На искомый берег вплавь к ночи добрался…

    Только здесь он вспомнил, что пути не знает.
    «Надо плыть обратно!» – юноша вздыхает.
    К Мудрецу добрался он, выбившись из сил:
    «Я же о дороге спросить тебя забыл!»

    «Вот ты сам ответил себе на свой вопрос,
    Пусть друзей по парте давно ты перерос,
    Но пути не знаешь ты, путь укажет он –
    Твой Учитель строгий, я шлю ему поклон!»


    День пожилых людей 01.10.23

    Быть пожилым – не трагедия!

    Когда-то мне казалось, что поздравлять с Днём пожилых людей – плохой тон: никто не любит, когда подчёркивают его уже совсем не юный возраст. Но праздник задумывался не для того, чтобы напоминать самим людям преклонного возраста об их огромном жизненном опыте, а чтобы привлечь внимание последующих поколений к проблемам, возникающим у их бабушек и дедушек.
    В каждом возрасте есть свои прелести. «Какие прелести у людей 70+?» – спросите вы. Старость – это время, когда контроль общества за человеком минимален: пожилые не рискуют получить взбучку от родителей за покрашенные в синий волосы или поплатиться за дерзкие слова карьерой. После шестидесяти проще освоить новое занятие или радикально сменить образ жизни, не боясь осуждения: вряд ли кто-то осмелится читать нотации человеку с седой головой. Главное – решиться на такой шаг.
    К сожалению, самые взрослые жители планеты могут сталкиваться и с проблемами, одной из наиболее страшной из которых является проблема одиночества, осознания своей ненужности. В преодолении этой проблемы как раз-таки могут помочь их юные друзья – внуки и правнуки. Для этого не так уж много и надо: звонить почаще, приходить по мере возможности в гости.
    О своём замечательном времяпрепровождении с дедушками и бабушками можно рассказать словами, рисунками, поделками до 6 октября включительно. Приветствуются стихи (как обычное прочтение уже готовых стихотворений по этой теме, так и представление стихов собственного сочинения). В качестве призов – дополнительные оценки и русики! Активнее! Активный в детстве и юности не перестаёт быть таковым и в старости!