|
Октябрь 2023
18.10.23
Умное тройное совпадение, которое не стало горем
Вчерашний день прошёл под знаком Грибоедова и его единственного (зато какого!) произведения – комедии «Горе от ума».
Так уж совпало, что на уроке литературы мы в очередной раз говорили о бессмертной и всегда актуальной пьесе А.С. Грибоедова, подарившей миру такое количество афоризмов и крылатых фраз, которое и не снилось другим
произведениям не только русской, но и мировой классики (например, «А судьи кто?», «И дым Отечества нам сладок и приятен», «Где ж лучше? Где нас нет», «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с
трудом», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь»).
На уроке русского языка новая тема предполагала выяснения того, что мы понимаем под рецензией, а в двух разбираемых упражнениях были приведены примеры рецензий на спектакли: в первом из них речь шла о
гоголевском «Ревизоре» (упражнение 94), а во втором – о комедии «Горе от ума» Грибоедова (упражнение 95).
Закончился день вечерним спектаклем в Русском драматическом театре Республики Башкортостан, на который пришёл почти весь класс.
Не стану подробно описывать всё увиденное, потому что ученики 9б класса в качестве домашнего задания получили задание написать рецензию на спектакль. Отмечу лишь некоторые моменты.
Спектакль мне понравился, считаю уместными в наше время аллюзии и отсылки к оруэлловской и брэдберивской антиутопиям; совсем не испортили впечатления аналогии с булгаковским балом у Сатаны… Жаль только, что далеко не все девятиклассники знакомы с
этими произведениями. Довольно уместно в монологи Чацкого были включены стихотворения других авторов – Лермонтова, поэтов Серебряного века. Единственное, что, на мой взгляд, точно было лишним – прочтение пастернаковской «Нобелевской премии». Ни за
что не могу согласиться с тем, что Чацкий «весь мир заставил плакать над красой земли моей»!
На снимке лишь небольшая часть девятиклассников, ожидающих начала второй части комедии
09.10.23
С Днём Республики Башкортостан!
Тридцать три года назад, 11 октября 1990 года, Верховным Советом республики была провозглашена Декларация о государственном суверенитете.
Современная Башкирия – самый крупный по численности населения (хотя нас стремительно догоняет Татарстан), второй по площади (немного больше нас только Пермский край) регион Приволжского федерального округа. Республика славится людьми, природой и
огромным количеством как рукотворных, так и природных памятников.
В честь наступающего праздника (до воскресенья 15 октября) предлагаю ученикам заработать русики, выполнив работу в одной или нескольких номинациях:
🔹 Поздравительная открытка – рисунок и текст;
🔹 Малая родина моих предков – рассказ (с иллюстрациями или без них) о малой родине ваших близких родственников, проживающих в Башкирии;
🔹 Славный сын (славная дочь) родной земли – рассказ о своих предках, которыми вы по праву гордитесь;
🔹 Уфа – столица Башкортостана – изобразительные и словесные работы на ваше усмотрение.
Верю, что нынешние лицеисты сами через какое-то время заявят о себе в науке, искусстве и в других сферах!
08.10.23
Реформе русской орфографии 105 лет!
10 октября 1918 года Покровским и Бонч-Бруевичем был подписан «Декрет о введении новой орфографии».
В соответствии с реформой:
🔹 из алфавита исключались буквы Ѣ (ять), Ѳ (фита), І («и десятеричное»); вместо них должны употребляться, соответственно, Е, Ф, И;
🔹 исключался твёрдый знак (Ъ) на конце слов и частей сложных слов, но сохранялся в качестве разделительного знака (подъём, адъютант);
🔹 изменялось правило написания приставок на з/с: теперь все они (кроме, собственно, с-) кончались на с перед любой глухой согласной и на з перед звонкими согласными и перед гласными (разбить, разораться, разступиться → разбить, разораться, но
расступиться);
🔹 в родительном и винительном падежах прилагательных и причастий окончание -аго после шипящих заменялось на -его (лучшаго → лучшего), во всех остальных случаях -аго заменялось на -ого, а -яго на -его (например, новаго → нового,
ранняго → раннего), в именительном и винительном падежах множественного числа женского и среднего родов -ыя, -ія — на -ые, -ие (новыя (книги, изданія) → новые);
🔹 словоформы женского рода множественного числа онѣ, однѣ, однѣхъ, однѣмъ, однѣми заменялись на они, одни, одних, одним, одними;
🔹 словоформа родительного падежа единственного числа ея (нея) — на её (неё).
В документах орфографической реформы 1917—1918 годов ничего не говорилось о судьбе редкой и выходившей из практического употребления ещё до 1917 года буквы Ѵ (ижица); на практике после реформы она окончательно исчезла из алфавита.
Положительные стороны реформы:
🔹 Реформа сократила количество орфографических правил, не имевших опоры в произношении, например, необходимость заучивания длинного списка слов, пишущихся через «ять» (причём относительно состава этого списка среди лингвистов велись споры,
а различные орфографические руководства местами противоречили друг другу).
🔹 Реформа привела к некоторой экономии при письме и типографском наборе, исключив Ъ на конце слов (по оценкам Л. В. Успенского, текст в новой орфографии становится примерно на 1/30 короче).
🔹 Реформа устранила из русского алфавита пары полностью омофоничных графем (Ѣ и Е; Ѳ и Ф; І, Ѵ и И), приблизив алфавит к реальной фонологической системе русского языка.
Негативные стороны реформы:
🔹 Из-за того, что вместо «Ии» была убрана «Іі», при письме от руки бывает сложно различить буквы «Шш» и «Ии», чего бы не было при выборе буквы «Іі». Также выбор более широкой буквы в некоторой степени подорвал эффект сокращения текста (Ии —
четвёртая по частотности буква русского алфавита). К тому же строчная «и», в отличие от строчной «і», является малой заглавной буквой, что ухудшает читаемость текста.
К этой круглой дате нет творческих заданий, но можно заработать дополнительные русики, ответив на вопросы, касающиеся приведённой выше информации.
05.10.23
С праздником, коллеги!
Осень – самое учительское время года. Судите сами: новый учебный год, День учителя, День лицеиста… Многие праздники отмечаются всей страной, потому что все когда-то были школьниками, у всех были любимые учителя.
Поздравляя коллег, хочу пожелать им здоровья (без него никак), хорошего настроения в любую погоду, выдержки! Пусть вас окружают любящие ученики и понимающие родители (мне обычно с этим везёт), уменьшение бумажной волокиты наконец-то станет
не декларированным стоящими выше организациями, а самым настоящим! Минует вас стороной профессиональное выгорание (пусть всё, что к нему ведёт, сгорит огнём осенних листьев)! Сегодня решил напомнить написанною мною в прошлом году притчу об Учителе.
ЗАЧЕМ НУЖЕН УЧИТЕЛЬ? (по мотивам восточной притчи)
К Мастеру великому юноша пришёл
И сказал о том, что он кучу книг прочёл,
Что и сам готов теперь лекции читать,
О таком всем сверстникам даже не мечтать!
Что в себе уверен он, как никто другой:
«Для чего Учитель мне? Ты секрет открой!»
Мастер же с улыбкою говорит в ответ:
«Через пару дней готов дать тебе совет!»
Вновь приходит юноша к Мастеру домой,
Тот вручил ему конверт с синею каймой:
«Отнеси ты брату, друг, это письмецо,
Он отдаст тебе тогда с камушком кольцо,
Брат живёт за речкою, на том берегу,
Вот тогда, мой юный друг, я и помогу!»
И быстрее ветра юноша помчался,
На искомый берег вплавь к ночи добрался…
Только здесь он вспомнил, что пути не знает.
«Надо плыть обратно!» – юноша вздыхает.
К Мудрецу добрался он, выбившись из сил:
«Я же о дороге спросить тебя забыл!»
«Вот ты сам ответил себе на свой вопрос,
Пусть друзей по парте давно ты перерос,
Но пути не знаешь ты, путь укажет он –
Твой Учитель строгий, я шлю ему поклон!»
01.10.23
Быть пожилым – не трагедия!
Когда-то мне казалось, что поздравлять с Днём пожилых людей – плохой тон: никто не любит, когда подчёркивают его уже совсем не юный возраст. Но праздник задумывался не для того, чтобы напоминать самим людям преклонного возраста об их огромном жизненном
опыте, а чтобы привлечь внимание последующих поколений к проблемам, возникающим у их бабушек и дедушек.
В каждом возрасте есть свои прелести. «Какие прелести у людей 70+?» – спросите вы. Старость – это время, когда контроль общества за человеком минимален: пожилые не рискуют получить взбучку от родителей за покрашенные в синий волосы или поплатиться за
дерзкие слова карьерой. После шестидесяти проще освоить новое занятие или радикально сменить образ жизни, не боясь осуждения: вряд ли кто-то осмелится читать нотации человеку с седой головой. Главное – решиться на такой шаг.
К сожалению, самые взрослые жители планеты могут сталкиваться и с проблемами, одной из наиболее страшной из которых является проблема одиночества, осознания своей ненужности. В преодолении этой проблемы как раз-таки могут помочь их юные друзья – внуки
и правнуки. Для этого не так уж много и надо: звонить почаще, приходить по мере возможности в гости.
О своём замечательном времяпрепровождении с дедушками и бабушками можно рассказать словами, рисунками, поделками до 6 октября включительно. Приветствуются стихи (как обычное прочтение уже готовых стихотворений по этой теме, так и представление
стихов собственного сочинения). В качестве призов – дополнительные оценки и русики!
Активнее! Активный в детстве и юности не перестаёт быть таковым и в старости!
|
|
|