СЧЁТЧИК ПОСЕЩЕНИЙ
















Октябрь 2022


    М.Ю. Лермонтов 22.10.22

    Князь русской поэзии

    Проза сегодняшнего именинника затмила его поэзию, поэтому стихи Ивана Алексеевича Бунина, по мнению многих специалистов, изучающих его творчество, недооценены ни современниками поэта, ни его потомками. Между тем, сам нобелиат, как отмечает Г. Адамович, «чрезвычайно дорожил своей репутацией поэта и, по-видимому, считал, что в его творчестве стихи не менее ценны, чем проза…»
    Различают три периода в поэтическом наследии Бунина. Первые семь лет (1896–1903) – это «молодые стихи», их около 200, плюс переводы поэмы Генри Лонгфелло и европейских поэтов. Второй – самый плодотворный период – «зрелости» (1903–1918): за 15 лет написано более 500 стихотворений и сделан перевод трёх больших драм Байрона. И последний этап (1918–1953): в постреволюционной России и в эмиграции за 35 лет написано примерно 60 стихотворений… Вывод советских литературоведов «упадок творчества вне родины» – не принимается. «Бунин приходил в ярость, читая или слыша подобные высказывания. Он до старости был полон сил и не мог примириться с такими суждениями, считая их клеветой», – свидетельствует Г. Адамович.
    В день рождения Ивана Бунина хотелось бы призвать всех своих учеников насладиться его творчеством и, если захочется, записать видео прочтения понравившегося стихотворения, чтобы отправить его мне на основную почту. А дальше… Мы вместе решим, что делать с видео и как оценить по достоинству ваш труд.


    М.Ю. Лермонтов 15.10.22

    Что без страданий жизнь поэта?

    Как-то выступая на радио в замечательной передаче Наталии Санниковой «Переплёт», я отмечал, что не очень комфортно чувствуешь себя, оказавшись в чём-либо на втором месте. Особенно если это место досталось тебе не потому, что ты объективно менее талантлив или уступаешь первенство по каким-то иным параметрам, а просто потому, что так сошлись звёзды: родился не там и не в то время, упустил момент, произошёл какой-то сбой в самый неподходящий момент и т.д. Зато вторые всегда очень тонко чувствуют собратьев по этому обидному месту в нашем мире. Возможно, поэтому, безумно любя Пушкина, обожая Москву и восторгаясь Казанью, я с нежностью и трепетом отношусь к творчеству М.Ю. Лермонтова, к загадочности и величию Санкт-Петербурга, к спокойной красоте без вычурности и бахвальства любимой Уфы.
    Трудно переоценить наследие сегодняшнего именинника, чьё творчество стало одной из тех духовных скреп, на которых жизнь нашего общества будет держаться всегда, вне зависимости от геополитических и мировоззренческих перемен. После всеобъемлющего гения Пушкина, когда логичной была бы некоторая «тишина талантов», Господь и Провидение послали России гения не менее значимого, гения, давшего всем русским литературным жанрам такое гигантское ускорение, что мы до сих пор испытываем великую инерцию его художественных идей.
    К сожалению, жизнь М.Ю. Лермонтова нельзя назвать безоблачной, счастливой, о чём свидетельствуют в том числе и его слова, взятые в качестве заголовка. Однако целью сегодняшней новости не является представление биографии поэта или анализ его творчества – это мы будем делать на уроках литературы. В день рождения Михаила Юрьевича хотелось бы призвать всех своих учеников подойти к книжной полке, раскрыть томик стихотворений гения, насладиться его творчеством и, если захочется, записать видео прочтения понравившегося стихотворения, чтобы отправить его мне на основную почту. А дальше… Мы вместе решим, что делать с видео и как оценить по достоинству ваш труд.


    Цветаевой 130 лет 08.10.22

    Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась.

    Великие книги и великие поэты не оставляют никого равнодушными: кто-то становится их поклонниками, а кто-то – ярыми ненавистниками, однако без эмоций не остаётся никто. Таков, например, роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», таково, как я не так давно выяснил, творчество сегодняшнего юбиляра – Марины Ивановны Цветаевой (долгое время я думал, что её стихи нравятся всем без исключения, но оказалось это не так; однако радует то, что те, кто не понял Цветаеву, не остались к стихам равнодушны – а это, я считаю, – показатель гениальности автора).
    Я не буду сегодня говорить о биографии этого интересного и противоречивого художника слова, не стану анализировать наиболее интересные, на мой вкус, стихотворения, а упомяну только одно из них – то, в котором каждая строка – одно слово. Вот оно – ёмкое, простое на первый взгляд, но очень глубокое по содержанию.
              Рябину
              Рубили
              Зорькою
              Рябина
              Судьбина
              Горькая
              Рябина
              Крутыми
              Спусками
              Рябина
              Судьбина
              Русская
    Предлагаю своим ученикам попробовать написать что-то подобное и прислать мне на основную электронную почту или по WhatsApp.